
С 27 января по 3 февраля в школе проходила Методическая неделя по теме: «Здоровьесберегающие аспекты урока». Проблема сохранения здоровья не нова, но актуальна сегодня, так как согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. С 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.
Сохранность здоровья учащихся зависит от многих факторов: питания, состояния окружающей среды, образа жизни, учебной нагрузки, психологического климата в школе, применения здоровьесберегающих технологий. Поэтому так важно учителю грамотно рационально организовывать урок.
В рамках Методической недели было проведено 9 уроков: 3 урока в начальной школе и 6 в основной.
Библиотечный урок по теме: «Е. Носов «Живое пламя»» в 7 классе, педагог-библиотекарь Каркунова Алена Викторовна;
Библиотечный урок по теме: «Т. Александрова «Светофорчик»», педагог-библиотекарь Колодина Мария Викторовна;
Урок математики в 1 классе: «Переместительное свойство сложения», учитель Баранова Татьяна Владимировна;
Урок математики в 1 классе: «Решение задач», учитель Дворникова Ирина Петровна;
Урок русского языка в 4 классе: «Наречие», учитель Корниенко Надежда Олеговна;
Урок ОДНКР в 5 классе: «Что такое доброта?», учитель Пальшина Наталья Викторовна;
Урок физической культуры в 11 классе: «Оздоровительная гимнастика», учитель Овчинников Михаил Сергеевич;
Урок русского языка в 6 классе: «Разряды прилагательных по значению», учитель Батькова Марина Юрьевна;
Урок труда (технологии) в 6 классе: «Робототехника, сферы применения», учитель Забелина Надежда Михайловна.
Анализируя уроки с точки зрения рациональности урока можно отметить, что большую часть времени учителя отводили на учебную работу обучающихся, использовали разнообразные виды деятельности, парные, групповые формы организации работы на уроке. Учителя выделяли время на организацию эмоциональных разрядок. Так, на уроке Каркуновой Алены Викторовны было использовано ассоциативное рисование, Дворникова Ирина Петровна задавала задачки на внимательность, игровые упражнения с роботом были у Забелиной Надежды Михайловны, необычное знакомство – у Колодиной Марии Викторовны. Учителя чередовали каналы восприятия информации: визуальный, слуховой, двигательный.
Одним из аспектов здоровьесберегающего урока является создание благоприятного психологического климата на уроке, мотивация учащихся на урок. Ведь благоприятное эмоциональное настроение обеспечивает ребенку не только психологический комфорт, но и способствует активному вовлечению в общее дело. Именно с создания позитивного настроя начинали свои уроки Баранова Татьяна Владимировна, Дворникова Ирина Петровна, Корниенко Надежда Олеговна, Забелина Надежда Михайловна. Доброжелательность, внимание, одобрение, многообразие интересных форм работы, спокойная речь учителей поддерживали положительный эмоциональный настрой класса в течение всего урока.
Такой аспект, как обеспечение двигательного режима мы увидели на уроках Корниенко Надежды Олеговны, Пальшиной Натальи Викторовны. Обучающиеся выходили к доске, выполняя различные задания, была организована дидактическая игра. На уроке Натальи Викторовны ребята свободно перемещались, собирая пословицы о доброте.
Использование физкультминуток и физпауз присутствовало не на всех уроках, а ведь физминутки защищают учеников от преждевременного утомления, устраняют застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе. На уроках мы увидели гимнастику для тела, гимнастику для глаз, массаж. Батькова Марина Юрьевна удачно связала физминутку с изучаемой на уроке темой «Прилагательное». А урок Овчинникова Михаила Сергеевича полностью был посвящен оздоровительной гимнастике. Михаил Сергеевич подчеркнул важность разминки и правильного дыхания при выполнении упражнений. Обучающиеся выполняли упражнения с гимнастическими палками, работали на гимнастических ковриках.
На уроках Барановой Т.В., Дворниковой И.П., Каркуновой А.В., Корниенко Н.О., Колодиной М.В., Забелиной Н.М., Пальшиной Н.В. целесообразно и на достаточном уровне использовались ИКТ-технологии.
Следует отметить, что все уроки были построены в соответствии с требованиями ФГОС. Учителя учат обучающихся ставить цели урока, формулировать задачи, при изучении нового материала задают проблемные вопросы, создают ситуации выбора и принятий решений, подбирают задания, способствующие самостоятельному решению учащимися дидактических задач, используют исследовательские задания (доказать утверждения, найти ошибки, привести аргументы, сравнить информацию), учат разворачивать (работа с таблицами, схемами на уроках Татьяны Владимировны и Марины Юрьены) и свертывать информацию (преобразование текста в новою форму, форму комикса на уроке Марии Викторовны), обеспечивают наличие рефлексивно-оценочных элементов в структуре урока.
Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, но не менее важной задачей является задача поддержания здоровья педагогических работников. Поэтому на совещании по подведению итогов недели педагог-психолог Соколова Марина Сергеевна познакомила коллег с упражнениями для психоэмоциональной разгрузки, снятия напряжения, урегулирования настроения в любое время дня. Закончить хочется словами великого философа Конфуция:
Будьте добрыми, если захотите,
Будьте мудрыми, если сможете,
Но здоровыми вы должны быть всегда!
Макарова И.С. заместитель директора